Могут ли лишить прав если сбил собаку

Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге

От такого происшествия не застрахованы даже самые опытные водители. Плохая погода или наглый пешеход, решивший переходить дорогу там, где хочется, могут разделить жизнь водителя на «до» и «после». Юристы и бывшие сотрудники ГИБДД рассказали Лайфу, как нужно вести себя в случае наезда на человека.

Уехал — считай сел

Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.

И здесь важно сказать, что, нарушая ПДД (а именно П.4.3 или П.4.5), пешеход автоматически подставляет под возможную уголовную ответственность водителя. Главное правило такое — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребёнок или старик, ни в коем случае не маневрируйте, не виляйте по дороге, пытаясь его объехать. Как и предписывают правила, применяйте только экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеход успевает отскочить в сторону и избежать столкновения. А если вы начнёте метаться по дороге, то угадать траекторию и поведение пешехода уже будет невозможно. Обычно по злой иронии он бросится в ту же сторону, что и автомобиль. В итоге наезд неизбежен.

— Если вы всё сделали по правилам и всё-таки сбили человека, вы не виновны ни с юридической, ни с моральной стороны, потому что у вас не было технической возможности путём применения экстренного торможения избежать наезда,

— рассказал один из бывших сотрудников автоинспекции.

Даже если наезд на пешехода произошёл, уезжать ни в коем случае нельзя. Оставление места ДТП не только гарантированно станет основанием для лишения прав, но и станет отягчающим обстоятельством в суде, если пешеход получит тяжёлые травмы или (не дай бог) скончается либо до приезда скорой помощи, либо в больнице.

Фото © Агентство городских новостей «Москва»

Юрист Антон Боровиков отметил, что в суде такие случаи в подавляющем большинстве приводят к обвинительным вердиктам.

Чаще, конечно, в зависимости от состояния, водители получают условные сроки. Но всего этого можно избежать, если не действовать, руководствуясь эмоциями

Не врать инспектору

Юристы говорят, что уезжать с места ДТП нельзя даже в том случае, если пешеход чувствует себя хорошо и самостоятельно уходит домой. Такие «клиенты» очень часто сразу после прыжка под автомобиль идут в больницу, где фиксируют повреждения. Сразу за этим действием следует обращение в полицию, и, как правило, пострадавший пешеход всегда помнит номер автомобиля. Если владелец убедился в нормальном самочувствии пешехода и потом уехал, то он будет виноват и, скорее всего, не только лишится прав, но и получит срок за причинение тяжкого вреда здоровью.

Если пешеход подаёт признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Одно неловкое движение, и пережатая артерия откроет крови путь наружу. Если пешеход умрёт от кровопотери прямо на дороге, то водитель гарантированно сядет в тюрьму, причём «загреметь» на нары можно сразу по нескольким статьям, главной из которых может стать «Причинение смерти по неосторожности».

Важно знать, что непосредственными свидетелями ДТП могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход появился на дороге внезапно и совершенно не там, где это предусмотрено, может быть достаточно для того, чтобы инспекторы ДПС начали сомневаться в виновности водителя. Кстати, самому водителю ни в коем случае не стоит врать инспектору относительно скорости движения. Часто (либо от испуга, либо по другой причине) водители пытаются занизить скорость, с которой двигались.

Запомните, что у экспертов есть методики и специальные инструменты для определения тормозного пути. Исходя из этих данных, следователи сделают однозначный вывод о скорости движения, и тогда ложь станет отягчающим обстоятельством в суде.

Чтобы не навесили лишнего

Фото © Агентство городских новостей «Москва»

Если решение говорить всё честно принято, то стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причём как в ту, так и в другую сторону. После того как сотрудник ГИБДД начинает рисовать схему, важно не просто следить за замерами, но и делать это в присутствии двух понятых. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, то данные ГИБДД не засчитают в суде.

Также особенно важно уточнить в итоговом протоколе состояние проезжей части. Если на момент совершения ДТП шёл дождь, а инспектор записал состояние проезжей части как «сухая», то суд вряд ли встанет на сторону водителя. Обязательно нужно отразить погоду, состояние дороги, освещение, препятствия, зону видимости.

Прежде чем подписывать протоколы о ДТП, нужно их внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет телефон приличного юриста, который прочитает документы внимательно, с профессиональной точки зрения сделает замечания инспектору и внесёт свои правки в протокол.

Если у пострадавшего в ДТП пешехода или инспекторов ГИБДД есть вопросы по трезвости водителя, ни в коем случае не стоит отказываться от освидетельствования. Отказ от поездки в больницу приравняют к вождению в нетрезвом состоянии, и тогда песенка будет спета — ДТП, да ещё и с наездом на пешехода, плюс повреждения — минимум условный срок.

Если следователь, а затем суд установят, что водитель не нарушал правил и действовал в рамках закона, это смягчит его наказание.

А теперь внимание

Важное уточнение заключается в том, как реагировать на паническое поведение пешехода на дороге. К примеру, если резко отвернуть в сторону от пешехода, но вылететь на полосу встречного движения и там убить водителя и пассажиров встречного автомобиля или других пешеходов, то суд расценит это как более тяжкую аварию.

Выбирать приходится из двух зол: лучше «поймать» на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.

Читайте так же:  Инкубационный период лишая у собак

ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный русский мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно «гудеть» сигналом и переключить свет в «дальний» режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.

Одно неверное слово — и тюрьма

Фото © Агентство городских новостей «Москва»

Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.

Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.

Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.

Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов ДПС в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.

Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю «скорую юридическую помощь». Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.

Машина сбила собаку, что делать?

Под колеса автомобиля попадают не только люди, но и животные. В одной только России ежегодно они гибнут тысячами. В городах, в больших поселках обычно в аварию попадают кошки и собаки.

В деревнях и селах – к ним добавляется еще и прочая сельскохозяйственная живность: овцы, гуси, куры и тому подобное. На трассах – дикие животные. Чаще всего зайцы, косули, лисы.

Подобное происшествие может пройти для водителя незаметно, а может иметь и последствия. Порой, серьезные. Особенно в том случае, когда под колеса попало домашнее животное, например, собака.

Ответственность за наезд на собаку

Сам факт наезда на домашнее или дикое животное не влечет за собой административной, уголовной или иной ответственности. Административным проступком будет только оставление места происшествия без установленного законом оформления.

Именно из-за того, что придется потратить на оформление дорожно-транспортного происшествия в котором сбили животное много времени, многие водители стараются оставить место происшествия. А некоторые даже не понимают, что им за это может грозить лишение прав. Законодатель стремится уменьшить количество сбитых зверей на дорогах, поэтому и устанавливает такие нормы.

Если большее число автовладельцев будет знать об ответственности за оставление места аварии с участием животных, то водители станут более внимательны к братьям меньшим и количество таких ситуаций снизится в разы.

Законодатель определяет в статье 137 Гражданского кодекса РФ, что животные это имущество. Соответственно все права и обязанности владельца распространяются и на них.

В соответствии с ПДД, дорожно-транспортное происшествие – это явление, возникшее в процессе передвижения по дороге транспортного средства, в результате которого причинен вред автомобилям, здоровью или жизни людей, а так же имуществу, в том числе и третьих лиц.

Соответственно утрата имущества – собаки, кошки или иного животного, влечет за собой причинение материального вреда, который должен быть возмещен в установленном порядке.

Так как наезд на животное – это в соответствии с законом дорожно-транспортное происшествие, то водитель при возникновении такой ситуации обязан остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Так же в обязанность водителю вменяется не изменять обстановку на месте происшествия – не перемещать автомобиль, иные предметы, которые относятся к происшествию. Также необходимо вызвать на место сотрудников полиции.

Если эти требования не соблюдены, то автолюбитель может лишиться права управления транспортным средством сроком до 1,5 лет или же подвергнуться административному аресту (до 15 суток).

Если описать ситуацию коротко: сбил животное, не оформил дорожное происшествие должным образом – лишился прав на 18 месяцев.

Покинуть место наезда на животное можно только в одном случае – если на месте происшествия присутствует владелец собаки или кошки и готов решить все «на месте».

Однако не смотря на всю стрессовость ситуации не забудьте взять у него расписку о том, что претензий к вам не имеется, это позволит в дальнейшем обезопасить себя от дополнительных трат.

Факт наезда устанавливается независимо от того наехали вы на животное у которого есть владелец или на бездомное. Не важна порода, степень ухоженности, наличие ошейника или адресной бирки. Дорожно-транспортное происшествие произошло и требует наступления предусмотренных законом последствий.

Как доказывается факт наезда на животное, если водитель скрылся? Да любым законным способом – показаниями свидетелей, записями камер видеонаблюдения, регистраторов или мобильного телефона.

Кто может сообщить в ГИБДД, что водитель сбил животное и покинул место происшествия?

Это может сделать не только владелец пострадавшего животного, а любой очевидец или свидетель. Например, если в социальных сетях было опубликовано сообщение о сбитой собаке, нашлась запись, на которой запечатлен момент происшествия и номер автомобиля скрывшегося водителя, тогда любой человек может сообщить об этом в полицию с просьбой провести проверку по данному факту. В этом случае владельцу может грозить лишение прав.

Судебная практика

На придомовой территории автомобилист сбил собаку, которую там выгуливал на поводке хозяин. Автолюбитель не счел это происшествие важным и просто уехал. Хозяин собаки нашел запись с камеры видеонаблюдения, на которой было видно все произошедшее и приложил ее к исковому заявлению в суд.

Читайте так же:  Половые болезни собак

В результате водителю были вменены следующие обвинения:

  • оставление места происшествия;
  • превышение разрешенной скорости на придомовой территории;
  • не оказание помощи участнику происшествия.

За столь незначительное по мнению водителя правонарушение ему пришлось понести наказание в виде лишения прав на 1,5 года, выплатить материальный и моральный вред, причиненный владельцу собаки.

Правовая зоозащита

Является ли наезд на животное ДТП

Будет ли признано подобное событие ДТП или нет, зависит от ряда обстоятельств. Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу закон. Начнем с понятия ДТП.

В ПДД, пункт 1.2 ДТП определяется как событие, которое возникло во время движения автотранспорта, с его обязательным участием. В результате, есть пострадавшие, погибшие люди, есть повреждения автотранспорта, строений, сооружений или присутствует иной ущерб (имеется в виду материальный).

Из этого положения следует, что наезд, в нашем случае, на собаку, имеет признаки ДТП. Несомненный факт – движение автомобиля.

Попал в ДТП, я виновник, что делать, читайте тут.

Если к тому же машина повреждена в результате наезда, то происшествие – ДТП, поскольку подпадает под определение. Если нет, то посмотрим, присутствует ли иной ущерб.

статья 137 ГК

В этой статье установлен порядок применения к животным общих имущественных правил. То есть, к ним они применяются тогда, когда иное не установлено законодательно (нормативным актом или законом).

В случае, когда у животного есть хозяин, то наезд на домашнюю живность является ДТП. Иначе говоря, задавил курицу, кошку или, в нашем случае собаку, то нанес владельцу животного ущерб со всеми вытекающими отсюда последствиями. Перед нами ДТП, за последствия которого придется нести ответственность.

Теперь давайте посмотрим, как обстоит дело с дикими, можно сказать, бесхозными, животными. Заглянем в Федеральный закон «О животном мире».

В статье 1 этого закона говорится, что животный мир – это все виды живых организмов, диких животных, которые проживают на территории РФ, временно или постоянно. Указано, что они свободны и относятся к природным ресурсам страны, независимо от того, живут на суше или в водной среде.

Из определения, данного в статье, следует, что дикие животные относятся к животному миру и являются его частью.

В статье 4 указанного закона установлено, что весь животный мир, включая и диких животных, России – государственная собственность. А это означает, что даже у простой полевой мыши есть хозяин, государство. Поэтому на дикое животное так просто не наедешь. Придется отвечать, поскольку будет нанесен ущерб государству.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наезд на любое, не важно, домашнее или дикое, животное – ДТП (дорожно-транспортные происшествие).

Но случаи, когда ни животное, ни автомобиль не пострадали во время аварии, ДТП не признаются. Ответственность, установленная законом, не наступает.

Возмещение ущерба при ДТП с собакой

Если случилось так, что вы совершили наезд на дикое или домашнее животное, необходимо сразу же вызвать сотрудников полиции.

Когда сотрудники ГИБДД зафиксируют место происшествия, составят все необходимые документы, события могут развиваться следующим образом:

  • Если дорожно-транспортное происшествие произошло в зоне действия специального знака, то виновным, скорее всего, будет признан автолюбитель. Этими знаками могут быть «Дикие животные» или «Перегон скота». Так же вина водителя может быть установлена, если он нарушил иные правила дорожного движения;
  • Виновным может быть признано животное или же его владелец, а сам автолюбитель – потерпевшим.

ДТП произошло по вине водителя

В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса РФ любое животное является имуществом. Поэтому хозяин пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии животного имеет право на получение компенсационных выплат от страховой компании виновника аварии. Предельная сумма, которую может получить пострадавший определена Федеральным Законом «об ОСАГО» и составляет 400 тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если же наезд совершен на дикое животное (лось, медведь, волк), то считается, что ущерб причинен лесничеству, на территории которого этот зверь обитал. Поэтому за компенсацией обращается руководитель лесного хозяйства.

Если уехал с места ДТП, не поняв, что это было ДТП, читайте тут.

Для обращения в страховую компанию владельцу животного необходимо предоставить не только заявление и документы, подтверждающие сам факт дорожно-транспортного происшествия, но и справки, доказывающие стоимость зверя. В случае, если зверь был диким, то размер компенсации высчитывается по Приказу Минприроды России от 08.12.2011 N 948.

ДТП произошло по вине владельца животного

Если в ходе разбирательства будет установлено, что вины водителя в наезде на животное нет, а виновным будет признан хозяин, то автолюбитель не сможет рассчитывать на выплаты компенсации по ОСАГО. Так как этот вид страхования подразумевает только страхование ответственности управляющего автотранспортным средством.

Если есть договор КАСКО, то сумму ущерба можно истребовать по этому договору. В случае если его нет, единственный способ компенсировать свои убытки – обратится в суд с исковым заявлением к владельцу животного, так как вред, причиненный зверем из-за ненадлежащего контроля, оплачивается владельцем. Эта норма закреплена в пункте первом ст. 1064 Гражданского кодекса РФ.

В случае, когда повреждения автомобилю причинены вследствие наезда на бесхозное животное, то компенсировать ущерб владельцу автомобиля будут за счет средств муниципалитета, который в соответствии с пунктом 8.10.6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, должен был осуществить отлов животного.

В случаях, если владелец животного или муниципалитет не согласны удовлетворить требования о возмещении вреда в добровольном порядке, то необходимо обращаться в судебные органы. Следует составить исковое заявление, в котором изложить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, мотивированные требования материального характера.

К иску необходимо приложить необходимый пакет документов: справки из государственных органов о ДТП, заключение независимого эксперта о причиненном ущербе, платежные документы, подтверждающие расходы, связанные с аварией (эвакуацией автомобиля, оплатой услуг эксперта, медицинской помощи, участия в рассмотрении дела представителя), а также документы, подтверждающие факт владения автотранспортным средством.

В соответствии с подпунктом первым п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ нужно определить сумму иска и оплатить госпошлину, квитанцию о ее оплате приложить к исковому заявлению. Подавать иск необходимо по общему правилу, то есть, по месту жительства ответчика.

Ответственность за сбитую собаку

В ПДД ДТП определено, как некое событие, которое имело место во время движения транспорта, обязательно с участием его. Результат – пострадал транспорт, получили травмы, увечья или погибли люди, поврежден груз, сооружения, нанесен иной ущерб.

ГК (ст. 137) устанавливает порядок применения к животным имущественных правил, т. е. они применяются к ним в общем порядке, если законом не установлены иные, применительно к ним правила. А это означает, что наездом на животное вы наносите ущерб предполагаемому его владельцу.

Читайте так же:  Лечения отита у собак вызванный малассезия

А как быть в случае с бездомным, никому не принадлежащим животным?

А никак, поскольку в законодательстве такого понятия нет. Закон признает только безнадзорное животное, и знать не знает бездомное.

Как обращаться с безнадзорными животными, определено ГК в статьях 230 по 232. Раскроем трактовку закона своими словами. Породистый или беспородный перед нами пес, его внешний вид, есть у него ошейник или нет, не позволяет определить однозначно – есть или нет у него хозяина.

Сам факт пребывания животного на улице не означает, что оно безнадзорное. Если его отпустили (выбросили), то его владелец за содеянное будет отвечать по закону.

Понятие безнадзорное животное означает, что оно находится без присмотра владельца, временно или постоянно.

Отсюда следует вывод, что любой наезд на животное, в нашем случае собаку, нужно рассматривать как ДТП со всеми вытекающими отсюда последствиями (нанесение материального ущерба и возмещение его).

В КоАП (ст. 12.27, п. 2) установлены наказания, которые применяются к водителям, не выполняющим свои обязанности, возникшие после совершенного ДТП. Наказание – административный арест до 15 суток, лишение прав – от года до полутора.

Возможно, что и владелец собаки обратиться с иском в суд. Придется возмещать ущерб. Хотя в данном случае сначала нужно доказать вину водителя и то обстоятельство, что хозяин ни в чем не отступил от правил содержания животных. В противном случае владельцу придется возмещать затраты на ремонт автотранспорта и, возможно, моральный ущерб.

Будьте внимательны. Берегите животных, а главное, себя.

Что делать, если сбил собаку?

Каждый автолюбитель, садящийся за руль, должен помнить, что он управляет средством повышенной опасности и поэтому ему необходимо быть максимально внимательным и сконцентрироваться на дороге.

Неприятные ситуации могут произойти независимо от того, где едет автомобиль: в черте населенного пункта или по загородной трассе. Одна из самых непредсказуемых опасностей – животные, как домашние, так и дикие. Ведь если поведение человека еще можно как-то спрогнозировать, то от зверей можно ожидать чего угодно.

На практике, когда водитель сбивает собаку или другое некрупное животное, то старается как можно быстрее покинуть место происшествия. У многих даже не возникает мысли, что такое деяние можно расценить как оставление места аварии. Однако такая возможность предусмотрена законодателем.

Если сотрудникам правоохранительных органов станет известно о произошедшем, то привлечения к ответственности не избежать. Итак, в нашей статье рассмотрим, какие действия предпринять водителю, который сбил на автомобиле животное и какую ответственность он может понести.

Что нужно делать, если сбил собаку

В Правилах дорожного движения четко указано, что наезд на животного является дорожно-транспортным происшествием.

В соответствии с частью второй ст. 12.27 кодекса об административных правонарушениях оставление места столкновения может повлечь за собой наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок до 1,5 лет или же административный арест сроком до 15 суток.

В ситуации, когда вы все же сбили животное (не важно собаку, кошку, лося или другое) следует в любом случае остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Затем стоит обратить внимание на состояние животного и установить, есть ли у него хозяин. В этом помогут адресные бирки или свидетельства людей, находящихся рядом (в небольшом населенном пункте или во дворе дома).

Если установить владельца не удалось, то следует убрать труп животного на обочину, чтобы он не мешал другим транспортным средствам, а если животное живо, то необходимо доставить его к ветеринару. К сожалению, не многие автолюбители это делают – кто-то не желает оплачивать лечение, кто-то не хочет пачкать салон, а в некоторых случаях животное проявляет агрессию.

Затем осмотрите свой автомобиль на предмет наличия повреждений. Если у вас есть действующий договор КАСКО, то стоит обратиться по телефону в свою страховую компанию и проконсультироваться, какие действия предпринять.

Можно ли обойтись только вызовом страхового агента или же необходимо составлять протокол в присутствии дорожных инспекторов. В любом случае сами зафиксируйте место происшествия при помощи фото или видеосъемки.

Если же вам удалось установить владельца собаки, то наилучшим решением станет вызов сотрудников ГИБДД, так как это дорожно-транспортное происшествие, которое необходимо оформлять в соответствии с действующим законодательством.

Не стоит «на месте» передавать хозяину деньги за убитое или покалеченное животное, ведь после вашего отъезда он может вызвать сотрудников полиции и вам кроме лишения прав за оставление места ДТП придется вновь оплачивать ущерб.

Так же присутствие инспектора необходимо и еще по одной причине – собака должна быть на поводке и в ошейнике, в противном случае вас сложно будет признать виновным в наезде.

После того, как инспектор ГИБДД составит протокол о дорожно-транспортном происшествии потерпевший вправе обратится в вашу страховую компанию и получить компенсацию причиненного ущерба, ведь животные отнесены к категории частной собственности и имеют стоимость.

На практике же чаще всего водитель желает загладить вред на месте – животное отвозит вместе с владельцем к ветеринару, оплачивает услуги последнего и дальнейшее лечение. Если же хозяин не согласится с такими условиями или будет требовать большую сумму (в том числе и возмещение морального вреда), то он имеет право обратится в суд с соответствующим заявлением.

Что бы не допустить такой ситуации и ее неприятных последствий следует быть предельно внимательным, если вы видите животное на обочине или на проезжей части. Ведь чаще всего мы не можем предугадать их действия и траекторию движения.

Новое

Правовые вопросы обращения с домашними животными

Сбил собаку — лишился прав. Об административной ответственности за наезд на домашнее животное.

Лежащая на обочине сбитая собака или кошка – довольно частая картина на наших дорогах. Но иногда водители даже не соизволят остановиться и переместить на обочину сбитое животное, чем создают опасность для других участниках, не говоря уже о нормах гуманности и необходимости хотя бы прекратить страдания сбитого животного. Мой небольшой опрос среди знакомых водителей показал, что абсолютное большинство из них считают наезд на крупный рогатый или мелкий сельскохозяйственный скот дорожно-транспортным происшествием, а вот наезд на собаку, кошку, другое домашнее животное таковым не считают.

Ну что ж. Обратимся сначала к Правилам дорожного движения. Правила трактуют дорожно-транспортное происшествие как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы ибо причинен иной материальный ущерб. На основании ст.137 Гражданского кодекса РФ к домашним животным применяются общие правила об имуществе, если законом не установлено иное. Гибель или повреждение домашнего животного определенно относятся к иному материальному ущербу, причиненному его собственнику. Поэтому, вопросов двойного толкования, является ли наезд на любое домашнее животное дорожно-транспортным происшествием, быть не может. Основание утвердительно утверждать это дает нам законодатель, по такому же пути идет и судебная практика. Чуть ниже я приведу примеры решений судов.

Читайте так же:  Мокрая экзема у собак лечение и причины

Но, ведь под колеса автомобиля часто или даже чаще попадают бездомные собаки или кошки, как быть в этом случае. Все дело в том, что в гражданском законодательстве нет понятия «бездомное животное». Есть понятие «безнадзорное животное», а правовое положение и порядок обращения с ним рассматриваются ст.ст. 230-232 Гражданского кодекса РФ. Ни внешний вид, ни отсутствие – наличие породы, ни отсутствие-наличие ошейника не могут однозначно дать ответ, принадлежит ли это животное кому-то или не имеет собственника. К тому же сам факт «выбрасывания», «выпускания» собаки или кошки на улицу не является юридически значимым фактом, на основании которого можно говорить об отчуждении животного. Мало того, собственник, выбросивший животное, если он будет найден, несет за действия этого животного ответственность. Поэтому априори каждую кошку или собаку, находящуюся без присмотра владельца. надо рассматривать как безнадзорную, т.е. кому-то принадлежащую, и наезд на такое животное является дорожно-транспортным происшествием.

Ну, а обязанности водителя при совершении дорожно-транспортного происшествия прописаны четко в 2.6 Правил дорожного движения, а именно, при дорожно-транспортном происшествии (с привязкой к нашему случаю с наездом на домашнее животное) водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Предельно однозначно и понятно. Добавить для разъяснения нечего.

Так же однозначно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет и наказания, которые следуют за невыполнением водителем обязанностей, связанных с дорожно-транспортным происшествием. А, именно, п. 2 ст. 12.27 указанного кодекса предусматривает за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Надо сказать, что этот пункт работает. Водителей привлекают к административной ответственности, лишают прав и подвергают административному арестом.

Так, например, постановлением по делу об административном правонарушении Михайлов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год за то, что допустил наезд на собаку «Русский Спаниель», которая от наезда погибла, после чего оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. По подобному правонарушению Петропавловск-Камчатским городским судом водителю назначено наказание в виде восьми суток административного ареста.

Но мне хотелось бы обратить внимание, что в данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за совершение административного правонарушения. Это не имеет отношения к гражданской ответственности водителя (возмещение ущерба, причиненного гибелью или калечением собаки). Этот вопрос, как и вопрос административной и гражданской ответственности владельца животного будут рассмотрены позднее.

Сбивать нельзя сворачивать. Как вести себя, если под колёса выбежал пёс

Что делать, если сбили собаку

Вы стали очевидцем ДТП. Автомашина сбила собаку. Как быть и что делать вам как свидетелю происшествия?

Первое. Потребуйте, чтобы водитель, виновный в наезде, установил аварийный знак (аварийной остановки). Еще одна авария нам не нужна. С этой бы разобраться.

Второе. Подойдите к животному, но осторожно.

Учтите, что раненная собака находится в шоковом состоянии. Она в этот момент агрессивна, может укусить даже хозяина. Особенно, если боль сильная.

Третье. Осмотрите собаку.

Если челюсти не повреждены, видимых травм нет, завяжите ей пасть, но опять же очень осторожно. Воспользуйтесь бинтом. Он должен быть в автомобильной аптечке. Из него сделайте петлю, накиньте ее на собачью морду, завяжите ее за ушами.

Во время осмотра с собакой обязательно говорите. Голос – ровный, спокойный. Не перемещайте собаку, вообще ее не двигайте до тех пор, пока не установите, насколько серьезно она пострадала. Если есть кровотечение, постарайтесь его остановить либо, наложив жгут на раненную конечность, либо, к ране приложив кусок бинта.

Затем попросите находящихся на месте происшествия людей, водителя или очевидцев, вам помочь. Расстелите материю. Аккуратно перенесите на нее собаку. Ни в коем случае нельзя держать собаку за травмированные в аварии части тела. Двое подносят собаку (осторожно) к автомобилю, к задней двери. Третий, сев в салон, втаскивает ее вовнутрь автомашины. Держать при этом нужно не собаку, а край материи.

Собаку немедленно доставьте в ветеринарную клинику. Сделать это нужно даже в том случае, если при осмотре видимых повреждений не обнаружено. Прибыв на место, попросите дежурного ветеринара выйти к машине осмотреть животное. Лишний раз собаку двигать не стоит, поскольку это может усугубить положение. Может усилиться кровотечение, осложниться травма, тем более внутренняя.

Что делать:

  • Во время транспортировки в клинку собака должна лежать на жестком;
  • В клинике попросите, чтобы животному сделали успокаивающий укол. Затем рентген и УЗИ;
  • Если врач разводит руками, мол, что делать не знает, к тому же предлагает попросту собаку усыпить, то езжайте в другую клинику. Пусть ее осмотрит более сведущий специалист;
  • Если разъезды заняли много времени, полдня и более, потребуйте, чтобы собаке поставили катетер. Сама она в таком состоянии по нужде сходить не сможет;
  • Врач утверждает, что у собаки опустились внутренние органы, не верьте. Это форменная чушь. Собака не человек и органам опускаться у нее попросту некуда;
  • Результаты рентгена показали сломанный крестец? Это означает, что собаку придется усыпить. С такой травмой она – не жилец. Если крестец не поврежден, цел, то есть надежда. Потребуйте сделать собаке операцию, не отступайте со своими требованиями от врачей и все будет хорошо. Крестец, кстати, можно проверить и самому. Зажмите хвост собаки. Есть реакция – он цел. А это значит, что собачья жизнь продолжится.
Читайте так же:  Сальные железы у собак воспаление лечение

Instagram-блогерша Валерия Любарская устроила приличный спор в Интернете. В своей сториз она рассказала, что вместе с парнем едва не погибла в ДТП из-за выбежавшей на дорогу собаки, и посоветовала в подобных случаях животных сбивать. На Любарскую ополчились зоозащитники, а водители, напротив, поддержали её.

У животного нет прав?

Даже самой незначительной аварии с собакой, кошкой или животным покрупнее достаточно, чтобы надолго уехать в больницу. В других случаях, когда реакция оказывается чуть лучше, а автомобиль ведёт себя чуть хуже, последствия могут быть крайне неприятными.

Главный вопрос состоит в том, что если животное живёт дома и у него есть хозяин, то наезд и любое другое причинение ущерба автомобилем или мотоциклом автоматически приравнивается к полноценному ДТП. Исходя из определения животных в ПДД, можно сделать вывод, что наезд на любых домашних животных, не важно, кошек или собак, равно как на кур, овец, коров или лошадей, будет считаться аварией.

Сбить собаку и скрыться — такой же проступок, как и «притереть» автомобиль на парковке и поехать по своим делам. Ответственность за такой финт — лишение водительских прав на год. Прецедент уже имеется. В Самаре сотрудники ГИБДД по записям с камер с помощью свидетелей нашли водителя, который сбил собаку и дальше поехал по своим делам. Пока не понятно, был ли наезд на животное умышленным или это вышло случайно. Но факт остаётся фактом — на ближайший год водитель останется пешеходом.

Но и попытка спасти жизнь животному тоже может обернуться настоящей трагедией. Особенно часто ДТП с животными происходят в холодное время года, когда собаки и кошки бегают по городу в поисках места потеплее. Нормальные, сознательные и совестливые водители остро переживают любой наезд на кошечку и собачку — не спят ночами, даже, бывает, в церковь ходят, потому что совесть мучает. Часто водительский инстинкт и попытка уйти от столкновения приводят вот к таким последствиям.

В случае ДТП, попавшего на один из авторегистраторов, с высокой долей вероятности виновным признают водителя «вазовской» десятки. Он допустил экстренное торможение, вылетел на полосу встречного движения и замял весь левый борт ни в чём не повинному водителю «приоры». Собака, не будучи участником движения, понятное дело, место происшествия покинула, а водители остались разбираться.

А теперь немного физики. По поводу описанного выше ДТП стоит сказать, что если бы не манёвр водителя десятки влево и попытка уберечь собаку от наезда, то лёгкий «тычок» бампером отбросил бы животное в лучшем случае на пару метров. И дело было бы решено — даже если у собаки есть хозяин, вопрос, скорее всего, решился бы на месте. А так — споры в страховой и вероятное лишение прав. Ну и помятые автомобили.

Фото © ТАСС / Михаил Почуев

А теперь важно слегка расширить место ДТП и представить, что обруливать собаку, которая вылетела на дорогу со скоростью пули, водителю десятки пришлось бы не на 40 километрах в час, а на скорости в 90 и не в Самаре, а где-нибудь на Садовом кольце в Москве. Инерции автомобиля вполне достаточно, чтобы спокойно пробить разделительное ограждение и влететь во встречную полосу и бурлящий (ранним утром или вечером, не так и важно) поток.

Помните все эти знаменитые аварии на Кутузовском проспекте в Москве? Представьте теперь на секунду, какие последствия будут от летящего по дороге снаряда, который (пусть и номинально) движется с соблюдением скоростного режима. Судмедэксперт Филипп Куриленко отметил, что выжить в такой аварии даже пристёгнутым пассажирами было бы почти невозможно.

Складываем скорость движения даже в городе. Получается 120 километров в час. Лобовой удар. Даже если зоны сминаемости в автомобилях спроектированы идеально, энергии удара всё равно слишком много. Такой удар — это в 99 процентах случаев верная смерть

Что важнее — жизнь собаки или жизнь человека?

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 245 «Жестокое обращение с животными», по которой в судах проходят живодёры, любящие помучить животное. Водители среди них тоже есть, правда, злой умысел в этом случае, как говорят юристы, ещё нужно доказать.

Зато в случае смертельного ДТП с человеческими жертвами ничего доказывать не придётся. Ответственность даже для трезвого водителя, ставшего виновником смертельной аварии, крайне сурова — без долгих рассуждений сначала в наручники и в машину ГИБДД, затем в ИВС, а оттуда — в СИЗО. Промежуточная станция на этом пути — суд, где меру пресечения изберут в зависимости от количества погибших. За убитую беременную женщину водителю могут и добавить несколько лет в колонии, хотя формально ответственность наступает как за одного убитого, пусть и по вине собаки.

На сложный вопрос «Кого же всё-таки давить?» — собаку или человека — правильного ответа не существует. Точнее, правильного выбора в этой ситуации не существует. Смерть собаки на дороге, вне всяких сомнений, плохо. Но равноценна ли жизнь животного, которое может стать причиной смерти не одного, а, скажем, десяти человек, человеческим жизням?Неприятная правда состоит в том, что ополчившиеся на instagram-блогершу Валерию Любарскую моралисты отстаивают одну единственную точку зрения, совершенно забывая о безопасности других участников движения.

Если разбираться с историей Любарской до конца, то надо заметить, что резкая остановка на магистрали, которая становится причиной ДТП, — это нарушение правил дорожного движения, за которое положен приличный штраф. Добавьте к этому и другие обстоятельства — тёмное время суток, высокую скорость. А что, если вслед за автомобилем, в котором сидели Любарская и её молодой человек, неслась бы огромная фура? Тормозной путь 20-тонной махины в этом случае составил бы сотню-другую метров, и авто с блогершей внутри после удара превратилось бы в груду металлического лома.

Видео (кликните для воспроизведения).

После серии комментариев о том, что «бездушная блогерша» настолько не любит животных, что призывает их убивать, сложилось впечатление тотального отупения многих участников беседы. Простого рассмотрения ситуации с нескольких сторон достаточно, чтобы понять — в случае экстренной ситуации гораздо безопаснее сбить собаку и потерять бампер, чем сманеврировать на полосу встречного движения и потерять жизнь. Причём не только свою, но и чью-нибудь ещё. Но интернет-моралистов такие особенности не интересуют. Ведь гораздо проще кричать о любви к животным, чем лишний раз подумать.

Источники

Могут ли лишить прав если сбил собаку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here